Нет результатов
лонгрид

Ольга Корниенко: «Сургутский район очень богат героями»

К юбилею округа – беседа с его летописцем.

10 декабря 2020 года Ханты-Мансийский автономный округ отметил свое 90-летие. Но исторический путь Югры продолжительнее более чем в десять раз, и у региона есть много легенд, которые он может рассказать. Сегодняшний собеседник «Югорского снегиря» – режиссер, педагог, публицист, руководитель Сургутской студии неигрового кино Ольга Геннадьевна Корниенко – по праву может считаться современным летописцем истории округа и ее рассказчиком и популяризатором. Книги и документальные фильмы Ольги Корниенко, повествующие о самобытной жизни и обычаях народов Югры, стали настоящим культурным достоянием ХМАО и России и признаны за рубежом. Недаром она является лауреатом премии Губернатора Югры в области литературы (публицистика) и дипломантом конкурса «Книга года Тюменской области – 2017» (самая патриотическая книга), а также действительным членом Европейской Академии естественных наук (Германия, Ганновер, 2010) и лауреатом Художественной премии в области кино Всемирных Дельфийских игр в Берлине (2011).

0
1888

«В поисках легенды»

Чем сейчас занимается Сургутская студия неигрового кино? Ведется ли съемка новых фильмов?

– С весны этого года мы занимались подготовкой и непосредственно осуществлением работы по культурно-образовательному проекту «В поисках легенды», который в настоящее время реализуется на территории округа на средства гранта Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для социально ориентированных некоммерческих организаций региональной общественной организацией «Югорский интеллектуальный клуб».

В рамках проекта в ноябре и декабре 2020 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проходит кинопоказ семи документальных фильмов, созданных студией. Это сериал «Исторические хроники Югры»; «Весна в Тресколье» об Александре Васильевне Анямовой, живущей в мансийской деревне Тресколье у подножья гор Северного Урала; «Последний монолог» Юрия Вэллы; «Между небом и землей» – о Народном мастере России Александре Сайнахове, работающем в «Старом Сургуте»; «Жизнь Шашупи, описанная им самим» – герой фильма, оленный ненец Владимир Мытович Пяк. Он живет в 16 километрах от поселка и озера Нумто. И два фильма премьерных, завершением работы над которыми мы и занимались в этом году. Это «ТОНЬЯ. В поисках легенды» – его жителям Сургутского района, надеюсь, уже не надо представлять; и «Охота на медведя!». Этот 50-минутный фильм создан на основе реконструкции Медвежьего праздника, проходившего в 2016 году неподалеку от деревни Русскинской. Но мы показываем в фильме не только реконструкцию самого обряда, нами сделана попытка проанализировать ту ситуацию, которая сложилась вокруг этого праздника в настоящее время, какие изменения в связи с вызовами времени он претерпевает.

Афиша проекта «В поисках легенды»
Афиша проекта «В поисках легенды»

Проект «В поисках легенды» посвящен 90-летию округа. В реализации его первой части принимают участие более 80 киноплощадок Югры. Демонстрация фильмов запланирована как в онлайн-формате на официальных сайтах учреждений и страничках в социальных сетях, так и посредством кинопоказа в залах. Понимая ситуацию, которая сейчас складывается в стране в связи с пандемией коронавируса, мы продлили действие прокатного договора на весь 2021 год.

На десяти онлайн-киноплощадках Сургутского района на ссылки с фильмами уже заглянули более 11 тысяч человек. Я говорю им огромное спасибо.

Анна Свалова, заместитель начальника отдела показа фильмов АУ «Югорский кинопрокат»:
«…Непростые человеческие судьбы, к которым обращается режиссер в своих работах; ее герои, которые отличаются жизненными принципами, верностью устоям культуры своего народа, – завораживают, приковывают к себе. Кроме того, в кино Ольги Корниенко очень важна просветительская составляющая. К примеру, чтобы познакомить современных маленьких школьников Югры с жизнью и бытом стойбища – места проживания коренных малочисленных народов Севера, – достаточно включить один из фильмов Ольги Геннадьевны. Поэтому образовательную, просветительскую и историческую ценность такого кино нельзя недооценивать»

В рамках проекта также был запланирован цикл интерактивных уроков, мастер-классов, лекций и авторских встреч в десяти населенных пунктах округа, где на основе своих фильмов я хотела познакомить зрителей и слушателей с историческими этапами развития и освоения Сибири и Югры в частности. Хотелось поговорить о том, какие герои и почему появляются на стыке сложных переломных времен, как они влияют на жизнь и процессы в обществе и в истории.

Несмотря на то, что в настоящее время ведется довольно обширная исследовательская работа по изучению историко-культурного наследия округа, Югра еще полна белых пятен и непознанных легенд.

Пандемия и здесь скорректировала наши планы. В настоящее время такие онлайн и офлайн уроки заканчиваются в образовательных учреждениях Сургута.

Проект «В поисках легенды» создан на основе «Занимательной этнографии», с которой с 2013 года познакомились уже многие образовательные учреждения округа. На основе авторских фильмов и собственного опыта я знакомила школьников с жизнью и традициями коренных народов Югры, с ее историческим прошлым. Мы вместе проживали 45 минут урока, унося каждый для себя что-то новое. В этом году я впервые общаюсь с аудиторией, не видя горящих глаз, к которым так привыкла во время предыдущих встреч. И мне, конечно, хотелось бы знать, с какими чувствами, эмоциями юные зрители остаются, посмотрев истории, описанные в фильмах. Поэтому я прошу их написать эссе.

Виктория Нигматуллина, учащаяся 11 «Д» класса Сургутской технологической школы:
«После просмотра [фильма «Последний монолог»]я еще долго думала о том, что все так просто и ясно, что не надо вступать в глубокие философские замудрствования. Есть дом, есть семья, есть самое лучшее место на земле, где ты живешь, есть любимые люди, есть память о предках, которая всегда в твоем сердце, и больше ничего не нужно. В этом и есть, на мой взгляд, ответ на главный вопрос «Для чего живет человек?»

Подобные встречи или онлайн-уроки запланированы также в Нефтеюганске, в поселках Пойковский и Пыть-Ях (Нефтеюганский район), в городах Ханты-Мансийск, Нягань, Югорск, Советский. В Сургутском районе это будет поселок Федоровский, с которым нас связывают давние и дружеские связи.

У проекта «В поисках легенды» есть и третья составляющая: выпуск художественно-публицистического издания с одноименным названием.

В издание войдут литературные сценарии фильмов, с которыми в настоящее время знакомятся югорчане, документы и информационные материалы, которые могут служить подспорьем преподавателям истории и внеклассной краеведческой работы. Также очень хочется включить туда и результаты наших встреч: отзывы, фотографии и проч.

И книга, и некоторые из фильмов, по условиям гранта, будут безвозмездно предоставлены в дар культурно-образовательным учреждениям округа.

Также в уходящем году студия занималась подготовкой к фестивальному продвижению «ТОНЬЯ. В поисках легенды». Мы запустим его в январе 2021 года.

Главный рассказчик и ведущий фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды» Егор Павлович Кинямин. Погиб 20 августа 2017 года
Главный рассказчик и ведущий фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды» Егор Павлович Кинямин. Погиб 20 августа 2017 года

Часть творческой жизни Сургутского района

Последние фильмы к 90-летию Югры вы снимали в Сургутском районе. Почему выбрали именно эти места?

– Мы вместе друг друга выбрали. Я начинала корреспондентом программы «Истоки» в Сургутском районе в 1995 году. Она тогда была прикреплена сначала к газете «Вестник», затем выходила в СургутИнформТВ. Я впервые поехала сначала по деревням Сургутского района, затем попала и в тайгу, на стойбища. И я «заболела» тайгой, этими людьми, и «болею» до сих пор. Наработан огромный багаж, а Сургутский район очень богат героями: хорошими, крепкими людьми, живущими на земле, любящими ту землю, несмотря ни на что, и верно ей служащими. Пока я не вижу вокруг себя ничего более интересного, чем зауральская тайга. Здесь космос. Но этот космос, к сожалению, интересен сегодня только нам самим. По ту сторону Великой Уральской стены мы никому не интересны. Мы – колония сырьевая. Нефть и немножко экзотов. И я этот миф пытаюсь развеять уже более 20 лет.

Как выбираете героев и темы?

– Нужно просто внимательно жить. И еще нужно быть цельным. У тебя внутри обязательно щелкнет на что-то, на кого-то. А когда человек в потоке жизни буквально рассыпается на атомы – он ничего не услышит и не увидит. Вот сегодняшняя жизнь, она расщепляет человека на атомы. Подсовывая кучу информации, она мешает человеку быть цельным. В период с 1997-го по 2002 год человечеством было произведено информации больше, чем за все предыдущее существование. Но человечество сейчас играется с этой информацией, как ребенок с мячиком, оно не знает, что с ней делать, как ее применить. Мы распадаемся на части. Мы не умеем собрать себя в кучу. Мне лично это мешает написать следующую книгу, о которой говорила выше, – «В поисках легенды». Это, с одной стороны, должна быть очень личная книга, такая же, как «Уходящая натура: что осталось за кадром». С другой стороны – она обязательно должна быть интересна и другим людям. А как я могу сказать что-то другим людям, когда, казалось бы, в интернете уже есть все? К тому же, писать книги сегодня стало таким же доступным, как снимать фильмы, то есть – видеоконтент. Пишут все. Но как сделать так, чтобы над твоей книгой плакали, ее можно было прочесть за ночь, не отрываясь, как пишут мне мои читатели?

Поэтому очень сложно выбирать сегодня.

Есть ли любимые, запавшие в душу истории?

– Мой последний реальный герой, которым я жила несколько лет, ушел из жизни. Это был дедушка Казамкин из Нижневартовского района. За свои 70 лет он добыл где-то порядка 70 медведей. Его называли «Каменное сердце». Это должно было стать заголовком нового фильма. Но мой герой ушел из жизни, не дождавшись меня, в то время, когда уже велись переговоры о съемках.

Из ныне живущих пока у меня нет героев, о которых бы я хотела рассказать. Сейчас я живу историей. Там – битвы разума, там люди, принимавшие решения, там бурление и кипение времени. Сегодня тайгу как будто утюгом прогладили, неинтересно. В 20-е–30-е годы здесь жил родовой князь Ефим Иванович Кунин (Шата). Пока я сняла о нем только эпизод в сериале «Исторические хроники Югры». Но когда какая-то история годами живет внутри тебя, ты просто ничего не можешь с этим сделать, это уже не от тебя зависит. Просто приходит нужный момент – и ты это снимаешь. Шата заслуживает полного метра. И он вернется к нам сегодняшним. Вот, собственно, ответ и на вопрос, сколько времени занимает подготовка к съемкам и вообще работа над одним фильмом. Во время вот такого ожидания в мозгу, в сердце – тоже происходит работа.

– Как вы в своем творчестве сотрудничаете с властями района/округа?

– Я бы хотела выразить признательность Татьяне Николаевне Османкиной за решение выкупить часть тиража книги «Уходящая натура: что осталось за кадром» к юбилею Сургутского района. А осенью 2017-го состоялись совершенно роскошные презентации в Лянторе, в поселке Федоровском и на Белом Яру. Затем, в конце марта 2019 года, прошла Неделя национального кино, и мы с заведующей отделом информационно-технического сопровождения и кинопоказа Альфией Бикбулатовной Ядрышниковой побывали в Лямине, Сытомино, Ульт-Ягуне, в Русскинской и в Лянторе.

Позже мы совместными усилиями пытались закончить очень дорогостоящий проект «ТОНЬЯ. В поисках легенды»...

Стоп-кадр из фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»​​​​​
Стоп-кадр из фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»​​​​​

Совершенно чудесный опыт, отчасти «благодаря» той же пандемии, в этом году мы приобрели совместно с Сургутской районной библиотекой: собрали и выложили на ее сайт две онлайн-передачи «Смотрел, не моргая»: к 9 августа, Дню коренных народов, – про жизнь фильма «Привет, Аленка!»; и «Опережающий время» – к 31 октября, Дню финно-угорских народов, про Юрия Вэллу.

Татьяна Владимировна Горбунова, заведующий сектором краеведческой, национальной литературы и библиографии Центральной районной библиотеки имени Г. А. Пирожникова:
«Онлайн-формат позволяет людям связываться и общаться на интересные темы, независимо от расстояний. Мы могли бы долго ждать, когда вы приехали бы в Сургутский район. А так мы договорились, установили программы и записались…»

Эта совместная работа также позволила оцифровать книги Юрия Кылевича, имеющиеся в библиотеке, и выложить их в интернет, где их теперь могут прочесть все желающие.

Отдельно хотелось бы сказать о своей венгерской поездке в октябре 2019 года. Началось все годом ранее, в Угуте, во время научно-практической конференции «Бахлыковские чтения», где присутствовали гостья из Венгрии Марта Чепреги и российский ученый-финноугровед, специалист по мансийскому языку Диана Васильевна Герасимова. «Это обязательно нужно показать в Венгрии», – сказала Диана Васильевна после просмотра документального фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды», стоявшего в программе конференции. Фильм был снят на родном языке юганских ханты, заинтересовала ее и этнографическая составляющая. На том и порешили. Марта Чепреги увезла идею в Будапешт, а мы начали готовить «Тонью» к показам перед финно-угорским сообществом Венгрии.

В течение года «Тонья» и другие фильмы переводились на венгерский язык, титровались, реставрировались, и в октябре мы с Верой Кондратьевой, по приглашению Венгерской национальной организации Всемирного финно-угорского конгресса, вылетели в Будапешт, чтобы принять участие в мероприятиях празднования года 200-летия Антала Регули, начавшегося в июне 2019-го.

Таким образом, деятельность студии сегодня самым полноценным образом вписана в творческую жизнь и Сургутского района, и всей Югры.

«Пока есть, что сказать, – говорить!»

Каким вы видите будущее этнокино? Есть ли будущее у югорского этнокино?

– Здесь надо понять, что такое этнокино и что такое кино вообще. Профессиональное кино – это, прежде всего, индустрия, производство, такое же как строительство, нефтянка, медицина. Здесь есть свои правила, свои закономерности, свои инструменты. Все остальное – от лукавого, самодеятельность и дилетантство. Многие думают, чтобы снять кино, достаточно взять в руки камеру и собрать картинки в кучу. Нет, друзья мои, кино – это нечто большее. Почему сегодня «Последний монолог» называют гениальным фильмом? Хотя, что там такого – ну, сидит человек и слова говорит. Почему «Привет, Аленка!» называют одним из лучших фильмов о Севере, сделанных местными кинематографистами? Ну, день на стойбище. Подумаешь? Бегает девочка и бегает. Почему по «Историческим хроникам Югры» московские студенты пишут курсовые и дипломные? Почему «Договор» и «Весна в Тресколье» признаны одними из лучших фильмов мира, причем, заметьте, не Ольгой Корниенко, а весьма авторитетными кинофорумами? Потому что это не просто видеоконтент.

Стоп-кадр из фильма «Привет, Аленка!»​​​​​
Стоп-кадр из фильма «Привет, Аленка!»​​​​​

Хотя, действительно, снимать кино сегодня стало гораздо доступнее. Этим начали заниматься и финно-угорские народы, и представители коренных народов Севера. Видимо, их время пришло. Пока в этом направлении делаются лишь первые неуверенные шаги, поиск. Но они научатся, им только нужно еще немножко времени. Сначала, как и везде, пойдет эйфория, пена, потом будет глубина. Они еще покажут нам свое видение их истории, их жизни.

Ваши фильмы нацелены на старшее или молодое поколение? Что делаете, чтобы заинтересовать молодежь? Какую работу с молодым поколением проводите?

– Мне почему-то очень жалко молодежь, которая скачет по кочкам в погоне за синей птицей счастья, клипово-комиксовая такая молодежь. Мне интересна молодежь, которая покажет мне мое будущее, наше будущее. Молодые люди в своих виртуальных пространствах сегодня распадаются на микро, на атомы, на части, им трудно собрать мир вокруг себя в какое-то единое целое. Потому что они не знают, каким оно должно быть – это единое целое. Им трудно быть цельными, глубокими. Нет цели, нет идеалов, нет героев. В 90-х был хотя бы Данила Багров (фильм «Брат»). А сегодня? Человек-паук?

Одна из целей проекта «В поисках легенды» как раз и есть – показать героя нашего времени, сформировать черты этого героя. Человека, умеющего принимать решения, способного нести ответственность за семью, за род, за все человечество. Юрий Вэлла – чем не такой герой? Личность, ставшая сегодня символом нашего современника, опередившая время по глубине понимания конфликта Цивилизации и Человека.

Наверно, это пока слишком серьезно для нынешней молодежи. Но рано или поздно они начнут искать либо создавать свои константы.

10 декабря в эфире Первого Российского Национального канала прошел телемарафон «День Югры», посвященный 90‑летию округа, на котором были представлены ваши работы. Поделитесь вашими эмоциями после такого события. Появились ли новые творческие планы?

– Первый Российский Национальный канал – телеканал межнационального общения. Он создан для полного и объективного освещения актуальных вопросов в сфере межнациональных отношений, демонстрации достижений народов Российской Федерации, укрепления единства российской нации. В эфире телеканала – новостные передачи, телемосты с регионами, научные, авторские и документальные программы о культуре, традициях, ремеслах народов многонационального Российского государства. Сургутская студия неигрового кино большую часть своей деятельности посвятила жизни коренных народов Севера, истории Севера. Рано или поздно мы должны были встретиться. 11-часовой телемарафон с показом 16 фильмов студии – это был первый шаг к нашему совместному сотрудничеству. После Нового года будем строить дальнейшие планы.

Телеканал осуществляет вещание по всей территории Российской Федерации, поэтому, конечно, приятно, что героев фильмов, в том числе и жителей Сургутского района, увидели телезрители всей страны. Хотя опыт показов фильмов студии на российских каналах далеко не первый.

Сегодня время такое, что показать кино на каком-то канале не проблема. Конечно, если оно хорошее, качественное, интересное. Наши фильмы шли и идут на Башкирском спутниковом, Омском областном, на Ямале, их показывало чешское телевидение, эстонское, финское, телеканалы «Культура», «Вместе РФ», ТК «Югра», конечно… С общественным российским телевидением переговоры ведутся. Это просто работа. Мы стараемся брать от всемирной сети все полезное. Но нельзя позволить себе рассыпаться на части, имея такой соблазн. Чтобы самому оставаться быть полезным для кого-то, надо быть цельным.

В юртах Киняминых. Во время съемок фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»
В юртах Киняминых. Во время съемок фильма «ТОНЬЯ. В поисках легенды»

Какие планы на будущее у Сургутской студии неигрового кино?

– Работать. Снимать, показывать, писать… Пока есть, что сказать, – говорить.

0 комментариев

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться