Нет результатов

«Мам, дай 100 рублей». 8 главных вопросов о карманных деньгах

Правила финграмотности разумных родителей

Читать в
0
357

Соскольких лет давать ребенку личные деньги, вкаком количестве, аглавное— как научить ими распоряжаться? «Югорский снегирь» вместе с психологом Сургутского районного центра социальной помощи семье и детям Гулей Абдуразаковой составил небольшой гид покарманным деньгам.

С какого возраста давать ребенку карманные деньги?

- Однозначных рекомендаций относительно возраста, в котором ребенку уже можно выделять карманные деньги, не существует. Однако многие психологи предлагают ориентироваться на время, когда он идет в школу – лет с семи. Примерно именно в этом возрасте у ребенка появляется рациональное мышление, и он начинает понимать, что такое деньги, их ценность.

Какую сумму давать?

- Каждая семья решает этот вопрос индивидуально. Сумма зависит и от дохода родителей, и от возраста ребенка. Начать следует с небольшой суммы, например, от 100 руб. в неделю, а по прошествии времени обсудить и решить, стоит ли ее увеличить. Конечно, это работает, когда вы учите финансовой грамотности с младшего возраста.

Для подростка с активной социальной жизнью эта сумма должна быть больше.

Однако в этом вопросе самое главное даже не сумма карманных денег, а их постоянство. То есть у каждой семьи есть свой алгоритм выделения карманных денег: либо ежедневно, либо раз в неделю, либо раз в месяц.

Как научить ребенка правильно использовать карманные деньги?

- Начинать нужно с малого. Например, уже в трехлетнем возрасте можно с ребенком ходить в магазин и объяснять, что каждый товар стоит определенных денег. То есть изначально приучать ребенка к ценности денег. Постепенно важно донести до ребенка логичную последовательность: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, я действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю цели». На примере денег эту связь можно увидеть максимально четко: или я покупаю себе мороженое или пиццу каждый день, или через полгода я смогу купить себе гаджет. В дальнейшей жизни это понимание может очень пригодиться. Сконцентрироваться на цели поможет простой список желаний, прикрепленный на видном месте.

Плата за оценки — это хорошо или плохо?

- У многих в семье такое практикуется, но психологи категорически против такого подхода. Так у ребенка формируется мысль, что учеба нужна не ему, а родителям. Поэтому с младших лет необходимо дать понять ребенку, что учеба – это его зона ответственности. Можно поощрить школьника, если, например, он окончил четверть на одни пятерки, или без троек. И в таком случае в качества приятного бонуса за хорошее обучение можно устроить семейный поход в кафе. Словом, такие знаковые события можно поощрить, а ежедневно – однозначно нет.

Нужно ли контролировать расходы ребенка?

- Контролировать детские расходы надо, но делать это следует дипломатично, не превращая контроль в слежку. Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как способ развития самостоятельного навыка обесцениваются.

Важно научить ребенка советоваться с вами, если он решился на дорогую покупку. Даже если вы видите, что ребенок заблуждается и что покупка его разочарует, вы можете попытаться его убедить или отговорить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональными расходами на первом этапе — хорошие уроки не бывают бесплатными.

Можно ли наказывать ребенка, лишая денег?

- Ответ тоже «нет». Если вы обещали давать ребенку ежемесячно определенную сумму денег, то эту сумму вы должны давать – независимо от его поведения. Финансовые манипуляции в отношении ребенка недопустимы. Чем больше таких манипуляций, тем меньше доверия.

В каком случае надо прекращать выдавать на карманные расходы?

- Возможно, это касается тех случаев, когда вы видите, что ребенок начал слишком много тратить денег. Плюс к этому, вы заметили, что из дома начали пропадать какие-либо вещи. В таких случаях это повод не просто перестать давать деньги, а сесть за стол переговоров и попытаться найти причину происходящего.

Как лучше давать карманные расходы - наличкой или переводить на карту?

- Напервом этапе лучше выдавать наличные: так ребенок лучше чувствует ценность денег. Онсчитает, следит, чтобы ему выдали сдачу. Оплачивая наличными, онлучше понимает про стоимость вещей, продуктов, услуг. Замечено, что сналичными деньгами расставаться сложнее, чем сденьгами накарте. На втором этапе можно завести детскую карту. Их выпускают уже многие банки.

0 комментариев

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться