Новый учебный год начался в ХМАО для более
240 тысяч учеников. Ребят ждет ряд нововведений – в школах им запретят
пользоваться гаджетами, вернутся привычные уроки труда с шитьем и самодельными
табуретками, а на уроках ОБиЗР будут учиться управлять беспилотниками.
Подробнее о том, к чему быть готовым учащимся и их родителям, в интервью
«Югорскому снегирю» рассказал директор департамента образования Югры Алексей Дренин.
О новых школах
– Алексей Анатольевич, стартовал новый учебный год. Как к нему подготовились школы округа? Всели образовательные организации успели провести текущие и капитальные ремонты?
– Все образовательные организации, которые были предъявлены кприемке, приняты. Образовательный процесс пока приостановлен в 13 школах, где по федеральной программе идёт капитальный ремонт. На стадии завершения капремонт кровли в школе Нижневартовска. Как только работы будут завершены, эти школы тоже примут детей. Все учебные заведения у нас фактически полностью соответствуют требованиям антитеррористической защищенности. При этом есть небольшое количество объектов, которые повторно проходили паспортизацию икатегорирование. Следовательно, требуют доукомплектования идоработки в части возведения КПП, установки системы контроля и управления доступом и т.д. Это вопрос ближайших двух лет.
– В ХМАО возводят все больше современных школ. В настоящее время вкаких муниципалитетах идёт стройка? Примутли новые школы детей вэтом году?
– Вэтом году мырассчитываем получить две новые школы. Первая – в микрорайоне «Иртыш-2»в Ханты-Мансийске. Первый ее блок уже принял детей. Вторую школу возводят вдеревне Ушья Кондинского района. Также идет строительство шести образовательных организаций в Нягани, Ханты-Мансийске, Сургуте, Сургутском районе, Когалыме и Урае. Ввод в эксплуатацию этих школ запланирован на 2025 год.
– С возведением этих школ насколько уменьшится процент детей, которые обучаются вовторую смену?
– Как такового официального показателя повторой смене сейчас нет, онориентировочный. Это связано с тем, что задачи внацпроекте поликвидации второй смены нестоит. Иэто абсолютно логично, потому что мывышли на спад по количеству детей. Допустим, если бы мы построили школы для того, чтобы все здесь исейчас учились только впервую смену, то примерно к2035году часть этих организаций опятьбы опустела. На сегодня есть задачи поважнее, чем ликвидация второй смены. В частности, школы должны быть в шаговой доступности, должны строиться новые взамен аварийным. А в целом с вводом новых объектов процент детей, которые обучаются во вторую смену, действительно уменьшится – с 25-27 % до 20 %. Существенно улучшится ситуация по второй смене в Ханты-Мансийске, где пару лет назад эти показатели достигали порядка 50 %.
Я б в учителя пошел
– Как обстоят дела скадрами? Хватаетли учителей, популярнали в округе программа «Земский учитель»?
– Программа «Земский учитель», безусловно, популярна. В прошлом году по федеральной квоте мы приняли 17 педагогов, в этом – 20. Что касается кадров, то ежегодно в конце учебного года вакансий неболее 10−15 %. Чтобы выпонимали, изпочти 100тысяч педагогов унас ежегодная потребность в кадрах составляет чуть более 100человек. При этом к новому учебному году мы укомплектованы кадрами стопроцентно – где-то действительно нашли нужных педагогов, где-то распределили между ними ставки. То есть ситуаций, когда в школе совсем нет педагога и некому вести тот или иной предмет, у нас нет.
– Алексей Анатольевич, несекрет, что многие говорят, что быть учителем внаше время неочень престижно. Согласныли Высэтим утверждением?
– Абсолютно нет. На мой взгляд, эта история, когда быть учителем считалось непрестижным, осталась где-то в90-х, нулевых годах. С тех пор Минпросвещения сделало многое для популяризации профессии педагога, для поднятия его статуса. И даже тот факт, то все больше выпускников выбирают педагогические специальности, говорит об обратном. Принципиально важно, что работа педагога сейчас это непросто работа у доски, а это очень широкие возможности в части того оборудования, которое имеется в школах; в части многочисленных конкурсов профмастерства; в части повышения квалификации. Поэтому яуверен, что педагоги это видят и ощущают.
– ХМАО уже несколько лет вшколах готовят будущих врачей, инженеров, IT-специалистов. Планируется ли с нового учебного года новые профильные классы?
– С прошлого года внескольких муниципалитетах в пилоте были так называемые бизнес-классы, созданные поинициативе уполномоченного поправам предпринимателей. Интерес к этому проекту большой, поэтому мы решили растиражировать его и на остальные муниципалитеты. Самое интересное вэтой практике в том, что ксопровождению бизнес-классов подключаются реальные предприниматели. Что касается принципиально нового, то впредь формировать профильные классы мыбудем исходя непросто из таких традиционных направлений, как химбио, физмат итак далее, авсё-таки исходя изтех специальностей, которые унас готовят вколледжах иввузах. Но эта новелла не столько этого года, сколько следующего.
– Как вцелом прошел период сдачи ЕГЭ?
– Наши ребята стабильно показывают хороший уровень знаний: помногим предметам мыполучаем средний балл выше, чем постране. ЕГЭ в округе вцелом прошел нормально, но небез эксцессов. Были инарушения, иудаления, и технические сбои, ноэто единичные случаи. Принципиально важно, что унас в этом году более 70стобалльников. Такого небыло энное количестволет.
И юбку сшить, и дрон запустить
– Хочется поговорить про нововведения, которые ждут детей иихродителей вэтом новом учебном году. Это иотносительно новые предметы, изапрет телефонов в школах…
– Начнем с того, что запрет телефонов у нас, впринципе,был всегда. Для ХМАО это стандартная практика, поэтому ничего нового для нас неслучилось. Что касается новых уроков, то, действительно, технология превратилась в«Труд». Всем знакомый инезнакомый втом числе, потому что это не совсем те труды, которые были когда-то. Это и новый уровень, и новые модули, и станки ЧПУ, и разное современное оборудование.
Еще один новый старый предмет – «Основа безопасности и защиты Родины», который пришёл насмену ОБЖ. Но первый отличается от второго тем, что там появился расширенный модульначальной военной подготовки. Но пофакту вновом учебном году ОБиЗР будет очень похож натот ОБЖ, которыйбыл. Разница почувствуется где-то вчетвёртой четверти.
– А что можете рассказать про новые модули пофизкультуре? В Сургутском районе, например, кроме традиционного футбола и баскетбола ученики будут заниматься скалолазанием и перетягиванием каната. Возможно, в каких-то школах округа появится гольф или, допустим, хоккей на траве. Направлений то на выбор много…
– Про гольф и хоккей на траве точно не слышал. Мы всё-таки делаем упор нареализацию модулей поразвитию олимпийских видов спорта. Впрошлом году, например, вовсех школах открыли спортивные клубы с уклоном внекие виды спорта. Сейчас же ведём переговоры соспортивными федерациями, чтобы они деятельность этих клубов взяли под своё крыло. Это поможет выявить одарённых детей, которые в дальнейшем смогли бы уйти в профессиональный спорт.
– Про одно нововведение хочется поговорить отдельно. С 1 сентября учителям официально разрешили делать замечания детям. Неразвяжетли это педагогам руки?
– Никто никому ничего неразвяжет. Учитель в любом случае делал замечание, если ребёнок себя некорректно вёл. Это вопрос нестолько того, чтобы учителя начали делать то, чего они неделали. Скорее, это делается для того, чтобы их юридически иморально защитить.
– Недавно Рособрнадзор одобрил проверку знаний русского языка удетей мигрантов перед приёмом вшколу. Насколько эта проблема актуальна для Югры?
– Не скрою, такие проблемы есть. При этом я не могу сказать, что они носят массовый характер. Если говорить в цифрах, то в классах у нас в среднем не более 10 % детей мигрантов. И, на мой взгляд, проверка русского языка перед приёмом в школу будет стопроцентно верным решением.
ИИ подскажет
– Когда готовилась к интервью, в Нижневартовске случилась трагедия: 15-летний подросток выпал изокна, оставив предсмертную записку с признанием любви девушке. Школа ведь в таких случаях не может оставаться безучастной. В связи с этим вопрос: хватает ли в учебных заведениях психологов и достаточно ли они компетентны, чтобы работать со сложными случаями?
– Вы правильно сказали, что школа неможет оставаться безучастной к таким трагедиям. Это всегда разбор – что было сделано, как было сделано, достаточно ли было сделано. В этом случае несчастье связано сличными взаимоотношениями, поэтому здесь сложно сказать, насколько недосмотрели в школе. Это всегда очень сложный момент. Что касается психологов, они есть. Номыдолжны понимать свами одну специфику. Всё-таки педагог-психолог– это непрактикующий психолог. Иэто насамом деле проблема. Именно поэтому мыстараемся регулярно повышать ихквалификацию. Сейчас, например, несколько педагогов-психологов уехали в Курскую область, чтобы попрактиковаться вработе вкризисных ситуациях.
Проблема еще кроется и в рутинной работе педагога-психолога вшколе, когда нужно провести контрольно-измерительные мероприятия, посмотреть результаты, а потом индивидуально отработать сребенком или же семьей. Ксожалению, вторая составляющая она невсегда навысоте. И это нужно объективно признать.
– Неужели нет решения этой проблемы?
– Есть. Решением проблемы должна стать система поддержки принятия профессиональных решений педагогами-психологами. Эта система у нас уже внедрена и по мере апробирования дорабатывается. Вчем ее смысл? В том, чтобы ниодин психолог ниводной школе неостался один наодин стой проблемой, которая унего возникает.
– Допустим, школьный педагог выявил проблему. Как ему в ее решении поможет искусственный интеллект?
– Принцип работы этой системы схож с принципом работы системы поддержки принятия профессиональных решений умедработников. Есть данные, есть диагноз, исистема подсказывает, что сэтим диагнозом делать. В случае со школьными психологами примерно то жесамое. Система будет анализировать результаты тех или иных тестирований, подсказывать, контролировать, советовать, напоминать. И самое главное: благодаря этой системе мы будем видеть, так называемые «красные точки» в школах – не отработанные по каким-то причинам проблемы, и включаться в их решение.
Югорское притяжение
– Образование – это нетолько школы, унас есть еще колледжи ивузы. Расскажите, пожалуйста, каковы итоги приемной кампании вэтом году. Какие направления, специальности были более популярны у выпускников?
– Традиционно у нас высокой популярностью пользуются технологические специальности, педагогика и медицина. При этом никуда неделись юриспруденция иэкономика. Если раньше была только юриспруденция и экономика ибольше ничего, тосейчас появилась вот эта тройка лидеров. И это неможет нерадовать.
– Ачто касается рабочих специальностей, техжетокарей, слесарей? Что делается вокруге для популяризации этих профессий?
– Насамом деле они уже настолько популяризованы, что в округе конкурс на поступление составляет до пятичеловек наместо. У нас недобора поспециальностям нет.
– Как обстоят дела с выпускниками, которые обучаются вдругих регионах, сколько процентов из них возвращается обратнов наш регион?
– Вести такую статистику сложно, потому что школы мониторят своих выпускников втечение одного-двух лет, пока они недостигают совершеннолетия. У нас есть другая статистика – попередвижению молодых людей. Ежегодно девятый класс в ХМАО оканчивают порядка 20 тысяч человек. Из них половина идёт в 10класс. Из оставшейся половины примерно 7000 поступают в наши колледжи, а 3000 уезжают в другие регионы. Те 10 000 девятиклассников в дальнейшем оканчивают школу, из них примерно 4,5 тысячи поступают в местные вузы. Соответственно, чуть больше половины покидают регион. Но поток приезжающих кнам издругих регионов студентоввыше, чем тех, которые отнас уезжают. Поэтому баланс здесь положительный влюбом случае. Мыпонимаем, что для молодого человека уехать учиться вдругой город– это нормально, иненадо его приковывать наручниками.
Проблема, когда субъекты совсем оголяются. Например, как всредней полосе России. Особенно в тех субъектах, которые близки к Москве. Унас ситуация, к счастью, обратная. Да, часть уезжает, ноещё больше кнам приезжают. Поэтому вэтом плане унас такая вполне здоровая статистика.
Советская VS российская
– Опять-таки, когда готовилась кинтервью, спросила устаршего поколения, что они думают онынешнем образовании. Многие говорят, что сейчас воспитывают школьников, не умеющих мыслить. Что Выобэтом думаете и,что выбыпривнесли внаше образование изсоветского прошлого?
– Давайте откровенно: старшее поколение всегда критикует нынешнее поколение, отмечая, что вихвремя было лучше. Усоветской системы, безусловно, была очень сильная школа, нонужно понимать, что современная школа в какой-то степени основана насоветской системе, она никуда неделась. Просто воспитательный компонент тогда был другим. Как раз эту систему воспитания мы пытаемся вновь нарастить и вернуть вшколы. Каждой эпохе своя система образования, которая должна ейсоответствовать. Сказать, что наша система образования несоответствует современным вызовам, янемогу. Да, не помешало бы усилить гуманитарную составляющую. Это объективно. Мыв своё время большое внимание уделили воспитанию инженеров, нозабыли отом, что никто немешает инженеру хорошо знать литературу, владеть языком или уметь играть наинструменте. Гуманитарная составляющая, на мой взгляд, она очень важна. Именно поэтому с этого года в двух муниципалитетах, пока не скажу в каких, мы запускаем новый пилотный проект. И касается он, скажем так, тех школьных предметов, которые всегда считались второстепенными – ИЗО и музыки. Мы уже договорились сотраслью культуры, что вотдельных пилотных образовательных организациях мыэти предметы вынесем изстен школ. Тоесть дети наИЗО будут ходить внастоящую художественную школу, где сними будут работать профессионалы. Тожесамое касается музыки.
– Что вы хотели бы пожелать ученикам и родителям в новом учебном году?
– Первое, что хочу пожелать ученикам, чтобы обучение было вудовольствие. Это самое важное. Аудовольствие оно будет только втом случае, если будет понимание, зачем нужно образование. Поэтому и ученикам, иучителям, иродителям яхочу пожелать, чтобы все понимали, зачем нужно образование, зачем нужна школа, зачем нужно изучение тех или иных предметов, дисциплин. Потому что, только понимая, зачем оно нужно, человек может по-настоящему сэнтузиазмом изучать тот или иной предмет, иему будет интересно.
Еще хотел бы пожелать максимально воспользоваться теми возможностями, которые унас есть вокруге, поучаствовать вовсем, вчем только можно. Мне кажется, здесь нужно быть очень внимательным иродителям, идетям, ипедагогам стем, чтобы неупустить эти возможности. Аужвозможностей, поверьте, их много.
Беседовала Нафиса Гараева
Фото Алексея Андронова, Марины Хвалевой
0 комментариев