Переходный возраст для многих детей и родителей – трудная пора, за которую можно пережить немало проблем. Однако многие негативные проявления в поведении взрослеющего ребенка могут быть спровоцированы отношением близких. Об особенностях периода пубертата «Югорскому снегирю» рассказала клинический психолог Сургутской городской клинической поликлиники №5 Сеперхан Сариева.
Воспитание ребенка – процесс долгий и сложный. Особенно, когда сам родитель не проработал свои детские травмы и переживания. Как показывает практика, многие мамы и папы совершенно не понимают, почему их взрослеющее чадо неожиданно стало неконтролируемым, грубым индивидом.
Как поясняет клинический психолог, зачастую такие проблемы как раз и возникают из-за неправильного подхода мам и пап к воспитанию ребенка. Благо, что многие из них обращаются за помощью к специалисту.
- У многих родителей включается «нет, я не такой, я же вот-вот все делаю правильно для него». Когда родитель худо-бедно соглашается на работу со специалистом, здесь уже начинают выходить все подводные камни, он уже говорит: «Ну да, я все понял, давайте продолжать». Иногда бывает такое, что поработали только с родителями, допустим, 2-3 сеанса, и потом родитель приходит и говорит: «Не поверите, ребенок меня слышит, ребенок меня видит», - говорит психолог.
Клинический психолог дает несколько советов, которые помогут достичь гармонии в отношениях родителей и детей.
Стоит понимать, что восприятие событий и явлений у подростка отличается от восприятия уравновешенного взрослого. Мотивы для поступков больше эмоциональные, чем рациональные.
- В подростковом возрасте от 13 до 16 лет идет формирование интеллекта. Ребенок уже способен переработать полученную информацию и опыт, но сам мозг еще не дает возможности воспользоваться этим опытом, - поясняет специалист.
Другими словами, нельзя относиться к подростку как ко взрослому человеку. Не следует оставлять его наедине со своими чувствами, переживаниями, проблемами, изменениями, которые происходят в его теле и разуме.
- Когда ко мне приходят подростки, у них начинается: «До 6-го, даже до 9-го класса было все хорошо, мы гуляли, мы туда ходили, мы сюда ходили, а потом резко все оборвалось. Мне сказали, все, ты взрослый, иди, занимайся своей жизнью, да, без нас».И вот здесь ребёнок теряется. Было всё хорошо, а тут, ну, извините, не очень-то хорошо.То есть получается ошибочное мнение, что ребёнок, достигший, допустим, 12, 13, 14 лет, становится сразу автоматически взрослым, - говорит Сеперхан Сариева.
Ни в коем случае нельзя обесценивать переживания подростка. Например, слова «да у тебя еще сотня девушек будет», сказанные после неудачной первой влюбленности, могут ранить взрослеющего ребенка. Это же касается и других переживаний: неудача в каком-нибудь соревновании, учебе, увлечении.
- Что может сделать
взрослый? Помочь ему распознать это чувство, проиграть, прожить
это чувство, своим жизненным опытом. Поделиться, как мама и папа справлялись в
похожей ситуации, что они делали? Дать, соответственно, поддержку. Иногда
хватает просто обнять и сказать, как же я тебя люблю, - советует Сеперхан Сариева.
В период переходного возраста родителям стоит держать баланс между контролем и доверием.
- До 16, до 17 лет желательно держать детей под контролем. Это не тотальный контроль, чтобы прямо в 9 часов приходил, 8 часов строго в школу уходил, чтобы не звонили, отзванивались и так далее. Здесь скорее мы ребенка потеряем, чем будем держать рядом с собой, - предупреждает врач.
Подросток должен чувствовать себя частью семьи: с ее правилами, ритуалами и обязанностями. Речь не о тотальном контроле или эксплуатации ребенка, а о поручениях. Небольших, но оттого не менее важных,
- Пускай это будет малейшее, какой-то маленький, мусор выкидывать, пыль вытирать, полы помыть. Эти обязанности должны быть у ребенка. Это позволит ему быть более самостоятельным, у него увеличится понимание своего самоощущения, что является важным моментом в учебном процессе, - говорит клинический психолог.
Запрет на общение со сверстниками – еще один неверный шаг родителей, считают психологи. Проблемы с учебой не уйдут, если прекратить общение с друзьями.
- Ни в коем случае не налагать табу на общение с друзьями из-за плохой успеваемости в школе. Ведущая деятельность в подростковом возрасте является интимно-личностной общением. То есть тяга к учебному процессу, к получению новых умений, новых навыков, она никуда не денутся. Наоборот, она усиливается, - сообщает врач.
Это лишь небольшая
часть советов для родителей, которые хотят сохранить здоровые отношения со
своими детьми-подростками. Конечно, каждая семья – индивидуальна, у всех есть
свои особенности. Но стоить понимать, что практически в любой, даже, казалось
бы, плачевной ситуации, можно найти верное решение. В этом может помочь
грамотный специалист-психолог.
ФОТО Алексея Андронова
0 комментариев