Дети и подростки со всего мира имитируют дружбу с ИИ и общаются с ним чаще, чем с реальными людьми. Исследование провела британская некоммерческая организация Internet Matters.
По результатам опроса, почти 70% детей общаются с нейросетью регулярно. Например, с ChatGPT. Более трети юных респондентов – 35% – считают, что общение с чат-ботами ощущается как общение с другом. А 12% школьников поделились, что им не с кем поговорить, поэтому и приходится искать поддержки у нейросети.
– Для меня это не игра, потому что иногда они ведут себя как настоящие люди и как друзья, – рассказал организации 13-летний подросток.
Исследователи протестировали несколько программ и выявили, что ИИ очень легко входит в доверие ребенка. Он запоминает то, что говорил живой собеседник и продолжает диалог. Например, чат-бот от Google запомнил слова девочки, которая хотела похудеть. На следующий день он спросил у нее, как дела с похудением.
Другая модель поведения нейросети – имитация человеческого опыта. На переживания робот отвечает, что «в этом же возрасте чувствовал себя в ловушке». Конечно, никакого возраста и опыта у искусственного интеллекта не было.
– Наше исследование показывает, как чат-боты начинают менять представления детей о дружбе. Мы очень быстро достигли точки, когда дети, и особенно уязвимые, воспринимают чат-ботов с искусственным интеллектом как реальных людей и, следовательно, просят у них эмоциональных и деликатных советов, – рассказала соруководитель Internet Matters Рэйчел Хаггинс в интервью газете The Times of London.
Всего опрос прошли 1000 детей от 9 до 17 лет.
Отметим, что в России молодежь тоже воспринимает нейросетей за друга. Об этом гласят результаты исследований компании NtechLab совместно с Центром развития гуманитарных технологий «Новая эра».
– 63% респондентов видят в ИИ собеседника и друга, а треть - верят в возможность наделения ИИ эмпатией, – отмечают российские аналитики.
При этом категория опрошенных старше, чем в зарубежном исследовании – 1,2 тысяч россиян от 18 до 35 лет.
Чем опасно?
По мнению психолога из Сургута Любови Гончарук, беда в том, что ИИ стал очень доступным. Чтобы понять, не чрезмерно ли ребенок общается с чат-ботом, она советует обратить внимание на то, как это влияет на его реальную жизнь. Тревожным сигналом станет, если приоритетом становится общение с роботом, а не живыми людьми.
Эксперт подчеркивает, что в виртуальный мир уходят те дети, которым не хватает внимания, любви и принятия от родителей.
– Умеренное общение — это когда искусственный интеллект служит дополнительным инструментом для обучения. Когда он становится помощником. А у тех, кто слишком много общается с ИИ, не сформированы навыки, например, поиска информации. Они изначально заложники готовых решений. Это на самом деле очень обедняет познавательные способности и возможности ребенка. И, знаете, лишает его критического мышления, – рассказала Любовь Гончарук корреспонденту «Югорского снегиря».
Риск тут не только в изоляции, но и в искаженном восприятии себя. Психолог подчеркивает, что ИИ хоть и умный, но считывать нюансы человеческих эмоций не умеет. Если ребенок привыкает к его упрощенным шаблонным ответам, то в будущем такое дитя будет избегать сложных чувств и проблем.
– По итогу мы будем иметь огромное количество психических расстройств и ментальных нарушений, к сожалению, уже никак, скорее всего, не поддающихся коррекции. Мы будем видеть огромное количество тревожно-депрессивных состояний, потому что все же в жизни все сложнее, чем стандартизированные ответы, правда? В жизни нужно уметь испытывать сложные чувства и переживания. И избегание этого еще пока до добра не доводило, – говорит психолог.
Есть и проблема в обществе – никто не учит детей слышать другого человека, изъяснять свои мысли, переживания и потребности, считает Гончарук. Вместо этого дети учатся общаться «закачанными» в чат-бот ответами.
Как помочь ребенку?
В современном мире полностью отгородить ребенка или подростка от нейросетей, конечно, не получится. Но ограничить время общения нужно. Любовь Гончарук сравнила использование ИИ с алкоголем – до определенного возраста пользоваться им не надо.
– По последним данным нейроученых, лобные доли, которые отвечают за коммуникации, формируются примерно к 24-25 годам. Если сейчас вместо живого человеческого общения подсунуть незрелому уму легкое и быстрое решение, то эти лобные доли никогда и не сформируются. Чисто с нейробиологической точки зрения, я думаю, лет до 24-х бы нейросетями не баловаться, но это утопия. Поэтому, наверное, до 14-18 лет я бы не рекомендовала знакомить ребенка с ИИ, – отмечает психолог.
Задача родителей в том, чтобы объяснить, что «нейронка» – прежде всего алгоритм. У нее нет чувств. И, конечно, нужно проживать с ребенком опыт, честно проговаривая, что происходит с миром, с вами и в семье. Только через прожитый вживую опыт можно развить то самое критическое мышление.
– Во-вторых, подталкивать, так сказать, мотивировать, как-то стимулировать ребенка задавать вопросы. А почему так? Откуда эта информация? Откуда чат-бот берет эту информацию? Почему он это делает? Как вообще это происходит? Как он устроен? Или, например, какие альтернативные точки зрения есть? – рекомендует Любовь Гончарук.
На своем примере стоит максимально показывать, что сомневаться и проверять информацию – это нормально и даже полезно.
Как и с любыми технологиями, нужно сохранять баланс, подытожила эксперт. Главное – чтобы в приоритете были именно живые отношения с людьми.
Автор Дарья Дорошенко
Фото Алексея Андронова
0 комментариев